Как работают навигаторы в смартфонах. Как пользоваться навигацией на смартфоне

Огромное количество приложений в онлайн-магазине Play Market распространяется бесплатно, включая и навигаторы многих компаний. Если вы хотите установить на свое сенсорное устройство навигатор, мы покажем, как это сделать. Единственная проблема, которая вас ожидает — это выбор приложения, ведь их очень много.

В этой статье в качестве примера будет использоваться Яндекс.Навигатор: приложение бесплатное, постоянно обновляется, имеет массу функций и т.д. Короче говоря, достойный выбор. Вы можете использовать любой другой навигатор по своему вкусу, процесс установки от этого не изменится.

На рабочем столе находим приложение Play Market и запускаем его.

В поиске пишем «яндекс навигатор» (без кавычек).

Или просто «навигатор», если вы не определились с выбором. В этом случае выбор будет огромным.

Ну а перед нами открылась страницу выбранного приложения. Жмем «Установить».

Приложение скачивается. Какое время это займет, зависит, как правило, от скорости вашего соединения.

После загрузки данных начнется установка приложения. От вас ничего не требуется делать, весь процесс автоматизирован.

Как понять, что приложение было установлено? На экране вы увидите кнопку «Открыть», а рядом с ней — «Удалить». Удалять мы, разумеется, ничего не будем, а лучше запустим навигатор.

Собственно, на этом установка окончена, так что можно начинать пользоваться навигатором, не забыв принять лицензионное соглашение.

И ознакомившись с некоторыми важными данными.

Навигатор запущен.

Не забудьте предоставить ему разрешение к данным о местоположении своего устройства, иначе данные будут не столь точными.

Поиск осуществляется по указанной ниже кнопке.

Когда адрес выбран, нажмите кнопку «Поехали».

В связи с тем, что в последние годы производители смартфонов пытаются "напичкать" свои устройства исчерпывающим количеством возможностей, потребность в отдельной покупке гаджетов, отвечающих за одну функцию, постепенно отпадает. Эти устройства уже заменили наручные часы, mp3-плеееры, фотоаппараты, навигаторы, игровые приставки и даже ПК.

Но так ли хорошо смартфон справляется с изобилием возложенных на него функций? В данной статье мы рассмотрим, почему стоит выбрать именно навигатор, а не приложение в смартфоне.

На первый взгляд, может показаться лишней трата денег на покупку навигатора, когда можно бесплатно скачать Яндекс.Навигатор или Google Карты и пользоваться в свое удовольствие. Но, если бы так было, производители навигаторов давно исчезли. Сатистика показывает, что этот рынок с каждым годом только расширяет свои масштабы.

Рассмотрим несколько особенностей функционирования навигатора и смартфона в качестве устройства, обозначающего направление движения в незнакомой местности.

Вопрос цены

Навигатор на российском рынке можно купить от 2 200 рублей. При этом около 2 000 рублей будет стоить официальная навигационная программа для смартфона (реально работающая). Бесплатные приложения, которые можно скачать через PlayMarket или AppStore, работоспособны только в условиях больших городов. В пригороде, малопосещаемых местах и селах эти карты, как правило, выдают ложную или неточную информацию.

Другое дело - официальные программы, например, в 2 100 рублей вам обойдутся карты России от Navitel. Но, 2 100 рублей - это цена лишь за одну официальную карту. Если вы захотите поехать на машине в другую страну, вам придется дополнительно раскошелиться.

ИТОГ : Навигатор укомплектован картами мира, за которые не придется дополнительно платить, разве что по желанию за определенные платные приложения или карты сторонних производителей.

Быстродействие

Навигатор запускается сразу после включения, мгновенно определяя место вашего положения, в отличие от смартфона, которому требуется некоторое время на запуск, геолокацию и начало работы.

Кроме того, навигатор ловит сигнал со спутников зачастую с нескольких одновременно. Смартфон же ограничен интернет-покрытием: нередки подвисания приложения, "глюки" и потеря связи.

Еще один момент, влияющий на быстродействие устройства - наличие барометра и компаса. Ими комплектуются не только навигаторы, но и смартфоны. Но в отличие от навигатора, в смартфоне работа этих приложений тормозит и усложняет использование функции навигации.

ИТОГ : Если вы новичок за рулем и не уверены в том, что сможете быстро среагировать и перестроить маршрут в случае, если приложение смартфона подвиснет, навигатор - единственный выбор в вашем случае.

Трафик

Для подключения смартфона к спутнику требуется GPS и Интернет, что влечет за собой увеличение трафика. Можно конечно скачать определенную местность в Google Картах, но одна небольшая область будет занимать 500 Мб. В этом случае не потребуется доступ к Сети. В пределах своей страны интернет-трафик может сильно не ощущаться, но стоит выехать за границу, и вы будете удивлены тому, как быстро исчезают деньги со счета, если не скачаете предварительно карты в память смартфона.

При использовании навигатора таких проблем не возникает.

ИТОГ : Купив один раз навигатор, вам не придется тратить средства на пополнение баланса или заморачиваться с загрузкой объемных карт в память.

Дополнительные аксессуары

В комплект поставки навигатора уже входит штатное крепление, а для смартфона придется потратить дополнительные 300-600 рублей на его приобретение.

Кроме того, в комплекте с навигатором поставляется зарядка от прикуривателя, для смартфона придется выложить еще не менее 300 рублей.

ИТОГ : Покупая навигатор, вам больше ничего не нужно для работы. Решив использовать смартфон, вам придется докупить дополнительных аксессуаров на сумму около половины от стоимости самого бюджетного навигатора.

Время автономной работы

Автономность - один из основных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе между навигатором и смартфоном. Среднестатистическое время работы навигатора составляет порядка 6-12 часов (для дорогих моделей) или до 5 часов (для среднебюджетных моделей).

Во время использования смартфона в качестве навигатора его заряда хватит максимум на 1,5 часа. Например, Samsung A5 (2016) теряет 80% заряда при использовании приложения Яндекс.Навигатор за 1 час 20 минут. Причем вместе с "недееспособностью" навигатора вы "теряете" и своего персонального помощника в виде смартфона.

Существует мнение о том, что смартфон нельзя использовать в качестве навигатора более 60 минут, иначе батарея рискует вздуться и прийти в негодность.

ИТОГ : Если вам часто приходится бывать в малознакомой местности, вы регулярно ездите в командировки на авто или путешествуете, использовать смартфон, как навигатор - не вариант.

Три оптимальных модели навигаторов в разных ценовых категориях

Купить автомобильный навигатор в России можно по цене от 3 000 до 15 000 рублей. Мы подобрали три модели (недорогие, среднеценовые и класса люкс), которые можно рассматривать в качестве выгодной покупки в 2018 году.

Artway NV-800 GPS - недорогая модель с широкими мультимедийными возможностями

Средняя цена устройства в России составляет 3 000 рублей. И за эти деньги вы вряд ли найдете что-то лучше. Судите сами: 66 каналов связи со спутником, погрешность до 10 метров, блокнот/калькулятор, мультимедиа (плеер, проигрыватель, фото).

Проблемы могут возникнуть с долго загружающимся меню и временем автономной работы.

Lexand SA5 - среднебюджетная модель с ПО Navitel

Пакет навигатора включает в себя карты РФ, СНГ и скандинавских стран. За невысокую цену навигатор не только прокладывает маршрут, но и определяет загруженность дорог, строя маршрут с учетом этого показателя.

Устройство работает под управлением процессора SiRF Atlas V с частотой 800 ГГц. Цена - 3 800 рублей. Из минусов можно отметить только блики на экране при ярком освещении.

Garmin Nuvi 2597LMT - модель класса люкс с цветным LCD-экраном

Ценителям комфорта и тем, кому не жалко потратить 15 000 рублей, подойдет модель именитого бренда Garmin - Nuvi 2597LMT. Это устройство может проложить около 100 маршрутов и отметить до 1 тыс. путевых точек. Использовать навигатор можно в горизонтальной и вертикальной ориентации. Отметки "5" заслуживает сенсорная чувствительность.

Среди прочих достоинств: бесплатное обновление (каждые полгода), качество сборки, цветной 5-дюймовый экран, подсветка экрана, 8 Гб памяти.

А вы пользуетесь навигатором, или все-таки предпочитаете приложение на смартфоне?

В наш век в городе тяжело обойтись без карты. Особенно это касается автомобилистов, которые проезжают большие расстояния, передвигаются на машине между городами и часто ездят в незнакомые районы. Помощник в поиске пути – навигатор. Это приложение, которое устанавливается на телефон и строит маршрут, по которому и ведет путешественника. В этой статье мы поговорим о том, какой навигатор установить на андроид.

Преимущество использования навигатора в телефоне

Раньше навигаторы были только отдельными устройствами, которые нужно покупать и выбирать отдельно. Это несло за собой лишние траты, необходимость разбираться в технической стороне гаджета. Опасность ошибиться и выбрать плохое устройство, опасность поломки.

Их предпочитают потому что они:

  1. Бесплатные. А если хотите купить платное приложение – сумма не большая.
  2. Если программа не понравится – удалите и установите новую.
  3. Не требует отдельного устройства.
  4. Выполняет все функции дорожных навигаторов.
  5. Может работать без интернета.

Преимущества на лицо.

Навигаторы на андроиде для автомобиля

Но какой навигатор лучше установить на андроид? В магазине приложений десятки позиций. Есть платные и бесплатные, работающие с интернетом или без него, с голосовыми помощниками, карты на отдельные страны и города. С непохожим интерфейсом, те, где вы можете смотреть пробки и посты ГАИ. Мы выбрали ТОП подобных приложений в Play Market и сравнили их:

Навигатор без интернета на Android
Навигатор Офлайн режим Бесплатно Голосовое управление
Google Maps Да Да Да
Yandex Navigation Есть карты, нет машрутов Да Да
Навител Да Нет Нет
Да Да Нет
MapFactor Только офлайн Да Нет
Waze По России Да Да
Да Да Нет
7 дорог Да Да Нет
OsmAnd Да Нет Нет
Sygic GPS Navigation & Maps Да Да Нет

А теперь подробнее о каждом из приложений.

Google Maps

Гугл карты

Интернет корпорация специализируется не только на поиске в интернете. В Google Maps можно проложить маршрут на разных видах транспорта. Гугл Карты стоят на всех современных телефонах, которые работают на андроиде. Если вы не очень любите выбирать и качать приложения, вопрос как установить навигатор на андроид, не встанет.

Есть режим онлайн и офлайн. При подключении к интернету вы можете построить любой маршрут, даже на общественном транспорте. А в офлайне только автомобильный путь, если карта заранее скачена в память телефона. Качается она в приложении.

В Google Maps есть карты практически для всего мира. Куда бы вы ни отправились – путь всегда с вами. Есть голосовой помощник и возможность посмотреть местность в 3D формате.

Яндекс Навигатор



Навигатор Яндекс

Навигатор от Яндекс – один из лидеров в российском сегменте интернета. Для России именно это приложение прокладывает самые точные маршруту. Учитывает пробки, ДТП, ремонты и даже платные трассы. Навигатор Яндекс установить на андроид легко – нужно просто скачать его бесплатно за пару минут.

Иногда вы не можете скачать приложение из-за распространенной ошибки df-dla-15 в Play Market. Мы , как с этим справиться.

Строит маршруты с учетом всей информации о дороге. Удобен благодаря голосовому управлению. Нужно обратиться: «Слушай, Яндекс!». Он проложит маршрут, слушая указания голосом. Так минимизируются аварийные ситуации на дороге – не нужно отвлекаться, чтобы настроить Yandex Navigation. Вопрос, как обновить Яндекс навигатор на андроиде имеет простой ответ: подключаете телефон к интернету, заходите в Play Market, выбираете вкладку «Обновления» и нажимаете «Обновить» под иконкой приложения. Весь процесс – не дольше пяти минут – и актуальная информация уже у вас в смартфоне.

Из недостатков – нельзя проложить путь без подключения к сети. Если вы хорошо разбираетесь по карте, сможете доехать, смотря на изображение местности.

Навител


Нативел

Навителом часто пользуются таксисты и доставщики, так как без интернета он работает прекрасно в любой точке. Но он платный. После установки есть неделя пробного периода бесплатно. Можно пользоваться картами 64 стран. После 7 дней придется покупать карты стран и городов. Для таксистов, ездящих в одном городе – не дорого, но дальнобойщик разорится на приложении – покупать карту целой страны дорого!

Функция SpeedCam уведомляет о лежачих полицейских, дорожных камерах, радарах, постах ГАИ.


Навигатор 2ГИС

Очень популярный навигатор работающий без интернета на андроид. Также есть онлайн режим. В 2ГИС есть обширная база предприятий. В торговых центрах отмечены магазины и кафе на подробной карте каждого этажа. База актуальная, так как модераторы часто звонят на предприятие или в заведение и уточняют информацию.

Из минусов – многих маленьких населенных пунктов на картах нет, так что для жителей деревень или поселков не подойдет.

MapFactor


MapFactor

Это бесплатный навигатор для смартфона андроид без интернета, он использует для работы OpenStreetMap. Обновления происходят раз в месяц. Но информации о пробках и ДТП не будет. Информация об установленных по пути камерах так же дополняется только раз в 30 дней.

Контролирует, если водитель превышает скорость. Будет строить маршруты для автомобиля и для пешехода.

Waze


Waze

По России может работать без интернета как простой навигатор, но данные обновляться не будут и о пробках, засадах ГИБДД или авариях вы не узнаете. Если вы долго стоите на месте, приложение закроется само, чтобы не разряжать заряд на телефоне. Автоматически изменяет маршрут, если поступила информация о том, что по пути следования авария, пробка или другие неприятные катаклизмы. Но работает функция только с интернетом.

Из минусов – быстро использует зарядку, а также в навигаторе отсутствует нумерация у некоторых домов.

7 дорог



7 дорог

Программа навигатор для андроид, который работает без интернета и использует OpenStreetMap. Доступен бесплатно. Интерфейс похож на Windows 8 или 10.

Если на телефоне играет музыка, программа сделает ее тише, чтобы дать голосовую подсказку, когда это необходимо. Потом все вернется обратно. Недостаток – нельзя следить за авариями или пробками.

Если вы часто переезжаете между городами – этот GPS навигатор для андроид без интернета вам не подойдет. В приложении карты городов установлены по отдельности, не смотря на то, что общая карта России есть. Поэтому если маршрут строится из одного города в другой, будут маленькие ошибки в пути. А при поездке даже небольшая ошибка может оказаться существенной.


Карты обновляются почти ежедневно для того, чтобы приложение эффективно работало в режиме без подключения к интернету. Каждый человек может дополнить информацию об объектах, которые появились в городе. После правок специалисты проверяют их точность и обновляют карты.

В режиме без интернета работает отлично, детализация местности на высоком уровне. Но карты занимают много памяти на телефоне, при чем вес приложения постоянно увеличивается из-за обновлений.

Еще один минус – так как приложение работает без интернета, не будет информации о пробках, авариях и происходящем на дороге.


Разработчики – компания TomTom. Это показатель точности изображения рельефа и дорог. Почти все карты, которые есть в наличии, имеют и вид в 3D.

Приложение платное, но основные функции и в бесплатной версии. Голосовой помощник отличается от помощника в аналогах: не только оповещает вам перед поворотами, но и рассказывает, если вы проезжаете мимо достопримечательности или по исторической улице.

На картах есть информация о камерах, пробках и дорожных постах. Дополнительно есть отметки о парковочных местах и ценах на парковку, есть информация о заправках, гостиницах, ТЦ, кафе при дороге и так далее.
Через приложение можно поддерживать связь с друзьями, но функция доступна только при подключении к интернету. Можно связать по BlueTooth с магнитолой в машине, если звук на телефоне плохой.

OsmAnd


Навигатор Османд

Также прекрасный выбор, если вам нужен GPS навигатор для андроид. Приложение платное. Работает без интернета, в режиме офлайн показывает все необходимые карты и маршруты. Может работать с OpenStreetMap, Яндекс и Гугл картами, а также другими, которые по умолчанию или по выбору установлены у вас на смартфоне.

На картах отмечены достопримечательности и полезные места: кафе, заправки, торговые центры, театры и так далее.

Хорошо строит путь в горной местности. Но есть только 2D карты.

Обратите внимание на то, что нормальной работе смартфона могут помешать вирусы. Советуем ознакомиться с , если хотите продлить жизнь своему смартфону.

Вывод

Мы дали характеристику только части программ, которые вы можете бесплатно скачать в Play Market. Но вопрос, какой навигатор лучше для андроид, субъективен. Кому-то важно, чтобы работал без интернета, кому-то нужны 3D карты. Определите для себя приоритеты в функционале и пользуйтесь ими, когда выбираете приложение. Какую сумму сможете заплатить или не хотите платить.

Смотрите на «вес» приложения, хватит ли на телефоне места для него. Этот рынок постоянно развивается и скоро будут варианты и получше, если вас полностью не устраивает ни один из существующих.

Перед вами завершающая часть «сериала» о популярных автомобильных навигационных приложениях для Android. В ней мы постарались просуммировать всю информацию из пяти ранее опубликованных обзоров отдельных приложений и дать заключительную оценку. Чтобы не утруждать читателя, мы постараемся сделать это в максимально краткой и наглядной форме с использованием таблиц, снабжая их относительно небольшими комментариями.

Чем обусловлен выбор именно этих приложений? Главными критериями были популярность и наличие большого числа положительных отзывов, а также простота использования. В первые два критерия немного не вписался обновленный Shturmann. По всем трем критериям не прошло приложение «Семь дорог». Карты Google в роли навигатора все еще в стадии бета-теста. Мегафон-навигация, по сути, тот же Прогород, но только в онлайновом варианте. Приложение iGOв версии для Android официально так пока и не появилось. Поэтому участников всего пятеро.

Цены и популярность

Поставив себя на место покупателя, начнем с разглядывания ценников и изучения информации о том, какую популярность завоевал тот или иной продукт среди пользователей.

Навител Прогород Sygic СитиГид Яндекс
кол-во закачек в Google Play, млн. 5-10 0,1-0,5 10-50 1-5 5-10
оценка в Google Play 4,1 4,2 4,2 4,1 4,2
цена карт России 1350 р. 1290 (950*) р. €40 1800 р. бесплатно
минимальная цена $1** - €20 990 р. бесплатно
плата за обновления, руб бесплатно бесплатно бесплатно бесплатно бесплатно
плата за сервис пробок, руб бесплатно бесплатно в России не работает*** бесплатно бесплатно
допустимое количество переустановок 1 3 н.д. 3 не ограничено
бесплатные сторонние карты да да нет да нет
тестовый период, дней 30 30 7 15 -

* если приобретать ключ на сайте разработчика. Цена указана за само приложение при неограниченном доступе к картам.
** аренда зарубежных карт.
*** для Европы сервис платный - от 12 евро в год.

Итак, самый дорогой продукт - Sygic. Он ориентирован на европейского потребителя, потому ценник вполне соответствующий. Вдобавок за пробки и расширенную информацию о камерах придется платить отдельно, но это все относится только к Европе. В России сетевые сервисы не работают.

Наиболее адекватными выглядят цены Навитела и Прогорода. Однако Навител обладает весьма жесткой политикой в отношении переустановки. Перенести приложение на другой смартфон, скорее всего, не получится вовсе.

На фоне всех этих ограничений Яндекс выглядит королем. Однако приложение имеет ряд существенных ограничений, тем самым оставляя хорошие шансы остальным.

Сравнение наборов функций

Разработчики большинства представленных приложений стараются привлечь пользователей различными дополнительными функциями, например, погодой, фотографиями на карте, статьями из энциклопедий, отметками в соцсетях, отображением местоположения друзей и даже дополненной реальностью.

Мы свели в одну таблицу весь основной набор функций всех пяти приложений:

Навител Прогород Sygic СитиГид Яндекс
Интерфейс
Ручное масштабирование карты во время навигации да да да да да
Индикаторы аккумулятора / спутников/ GSM да / да / да да / да / нет в меню / в меню / нет да / да / да статус-бар ОС
Смена ориентации карты да да да да да
Ручное вращение карты да да нет нет да
Информация о пробеге да да да да нет
Экран обзора спутников да да нет нет нет
Режим 3D да да да да да
Наклон карты только в 3D да да да да
Панель быстрого доступа только DPOI да да да только DPOI
«Маршрутный компьютер» да нет да да нет
Ночной режим да да да да да
Дополненная реальность нет да нет нет нет
Поиск
Универсальный нет нет да нет да
Адресный да да да да нет
По координатам да да да да нет
POI вокруг / у точки / у финиша да / да / да да / да / да да / да / да да / да / да да / да / да
Голосовой ввод нет нет нет нет да
Работа с маршрутами
Сохранить / загрузить да да да да нет
Имитация езды по маршруту да да да да нет
Отображение целиком да да да да да
Работа с треками да да нет да нет
Режимы работы: легковой авто / грузовой / пешеходный да / да / да да / нет / нет да / нет / да да / нет / да да / нет / нет
Карты
Обновление карт да да да да да
Поставщик н.д. собственные Navteq много, разные Navteq, Сканекс и др.
Установка сторонних и бесплатных карт да да , на базе OSM нет да , на базе OSM нет
Online-сервисы
Отображение пробок да да нет * да да
Динамические POI да да да да да
Друзья на карте да нет да да нет
Тематические новостные ленты нет нет нет да нет
Фото на карте нет нет да (Panoramio) нет нет
Погода да нет нет нет нет
Запрет выхода в Сеть да через отключение сервиса пробок нет да нет

* только для стран Европы за отдельную плату

Эта таблица предназначена для самостоятельного изучения. Тут каждый должен сам ответить на вопрос, обладает ли та или иная программа минимальным достаточным набором функций. Например, кому-то обязательно нужна работа с треками, а кому-то установка бесплатных карт OSM. Есть у некоторых приложений и неординарные способности. Например, отображение на карте фотографий мест, сделанных пользователями Panoramio (у Sygic), или режим дополненной реальности (Прогород), а также распознавание речи и голосовых команд (Яндекс.Навигатор).

Есть у приложений и крупные «проколы». Так, у Sygic отсутствует функция отображения трафика (пробок), а Яндекс.Навигатор не будет полноценно работать в отсутствии связи с Интернет.

Интерфейс

Поскольку у каждого из нас свои представления о красоте, мы не будем много говорить о том, интерфейс какой из программ краше. Нашему глазу оказалась милее «картинка» Навител Навигатора, Прогорода и Яндекса. Но это не значит, что у двух других программ какие-то проблемы с «внешним видом». Они все хороши. Просто эти немного выделяются на общем фоне.

Но если отстраниться от разглядывания «картинок», то на первый план выходят совершенно другие свойства интерфейсов - практичность и информативность. Первое из них, это когда вы всегда чувствуете себя в своей тарелке. Вам достаточно беглого взгляда на экран, чтобы получить максимум необходимой информации. Не очень удачным примером практичности может служить интерфейс того же Навитела - нагромождение тонких линий и мелких деталей затрудняет чтение информации во время движения. Также к практичности относится удобство работы с меню и поиском.

Под информативностью мы понимаем вывод на экран различной сопутствующей информации, такой как ограничение скорости движения на данном участке, информация о камерах и т.п. Наличие всевозможных подсказок и дополнительной информации в базе POI.

Итак, ниже мы приведем скриншоты интерфейсов всех программ с коротким перечислением основных преимуществ и недостатков. В этот раз мы будем использовать смартфон с небольшим разрешением экрана 480х800, которое регламентировано практически всеми разработчиками ПО в сегодняшнем тесте.

Начнем с вертикального варианта отображения карты, который наиболее естественен для смартфонов и более практичен для навигации. Рядом с обычным представлением карты поместим 3D-вариант.

Навител Навигатор 8.5

Прогород 2.0

Sygic 13.4

СитиГид 7.8

Яндекс.Навигатор 1.5

Это развязка Варшавского шоссе и МКАД. Увы, картинка статична, и ее восприятие во время движения, когда масштаб карты постоянно меняется в зависимости от скорости и грядущих событий (поворотов), радикально отличается о того, которое вы получите просто созерцая эти два набора скриншотов. Вдобавок в 3D-режиме очень многое зависит от угла наклона, который во всех программах регулируется. Разработчики сделали так, что по одним углом карта красива практична, а под другим ею пользоваться уже неудобно, потому как меняется детализация, перспектива и т.д. Аналогичное замечание можно сделать и к масштабам. Посему дадим словесный комментарий, но прежде выложим еще одну порцию скриншотов, сделанных в режиме навигации:

Навител Навигатор 8.5

Прогород 2.0

Sygic 13.4

СитиГид 7.8

Яндекс.Навигатор 1.5

Навител Навигатор

Картинка заслуживает всяческих похвал, но она крайне непрактична. Нагромождение массы мелких линий и контуров осложняет восприятие линии маршрута на экране, которая немного толще самой дороги, но с загруженными пробками никак не отличается от нее по цвету. Значки камер, знаков и прочие детали едва различимы на экране.

Прогород

«Картинка» немного похожа на Навител, но мелких деталей меньше, а линия маршрута читается намного легче, чем в предыдущем случае. Претензии две: панель статуса занимает много места на экране и на ней царит хаос, а также мелковата графика и все кнопки управления.

Sygic

На скриншотах интерфейс невзрачен, но с точки зрения удобства чтения информации во время движения, он заслуживает самой высокой оценки. Существенный минус один - номера домов в режиме навигации не отображаются. Они появляются только если попробовать прокрутить карту в одном из направлений, что переведет ее в режим просмотра.

СитиГид

Интерфейс карты весьма неплох в практическом плане. Может он не столь красив, но достаточно удобен.

Яндекс.Навигатор

Пытаться придраться к интерфейсу Яндекс.Навигатора аргументировано не получилось. Он очень практичен. Единственный момент - пользователи платформ с экранами с высокой плотностью пикселей на дюйм жалуются на мелкие кнопки и другие элементы в меню. По какой-то причине эти элементы интерфейса не полностью соответствуют рекомендациям Google для разработчиков, и программисты оперировали абсолютными единицами размеров элементов вместо относительных DP и SP.

Ну а тем, кто по какой-то причине предпочитает горизонтальное положение карты, выложим еще один комплект скриншотов.

Навител Навигатор 8.5


Прогород 2.0


Sygic 13.4


СитиГид 7.8


Яндекс.Навигатор 1.5


Карты

Увы, большинство разработчиков не указывают детальную информацию о своих картах, поскольку на фоне конкурентов они могут выглядеть не столь блестяще.

Мы постарались собрать максимум информации и свести ее в одну таблицу. Обратите внимание на строку «Карта онлайн» - это ваш шанс самостоятельно оценить качество покрытия. Правда, оно тоже не совсем точно отражает ситуацию. У Навитела и Прогорода в онлайне выложен не самый последний релиз, а у Яндекса карты в приложении и в онлайне местами разительно отличаются, что, порой, вызывает недоумение.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Россия: населенных пунктов 149 047 н.д. н.д. н.д. ≈170 тыс.
Россия: городов с детализацией 8762 н.д. н.д. н.д. н.д.
Дорожный граф, км 3 809 652 н.д. н.д. н.д. н.д.
Объектов POI 992 163 н.д. н.д.* н.д. н.д.
Объем карт, МБ 1250 1131 623 1900 1910** (только Москва)
дата последнего обновления 25.10.2013 22.10.2013 12.2013 22.01.2014 н.д.
Частота обновлений в год, раз 3-4 2 1-3 2-10*** н.д.
Карта онлайн - -
Карты зарубежных стран, шт. 52 28 (OSM) ≈130 10 1****
Информация о картах на сайте разработчика - -

* в качестве объектов POI также используются данные из Foursquare
** указан объем полной карты Москвы
*** карта России обновляется практически каждый месяц, но изменения в ней каждый раз касаются пары-тройки каких-то отдельных областей. Если взять, например, карту Москвы, то она обновляется два раза в год.
**** упоминаются Украина, Беларусь и Турция. В фирменном видеоролике про Турцию уже нет ни слова, а в Google Play фигурирует только Украина. Тем не менее, в списке карт для загрузки можно встретить, например, карту Алма-Аты.

По итогам переписи 2010 года количество населенных пунктов в России составляло чуть боле 153 тыс. и около 20 тыс. из них не имеют постоянного населения. Откуда тогда у Яндекса взялось 170 тыс.? Во-первых - вложенность. Конкретный населенный пункт всегда принадлежит другим территориальным единицам. Во-вторых, перепись учитывает не все типы населенных пунктов. Из нее могут выпадать железнодорожные станции, зимовья и др.

Итак, в лидерах у нас, по всей видимости, Навител и Яндекс. Объем карт - это косвенный показатель. У Яндекс.Навигатора он имеет такие невообразимые значения потому, что эти карты содержат огромное количество растровых изображений.

Что касается детализации, то этот вопрос сложный, и на его изучение необходимо много времени. Для собственного понимания мы взяли несколько населенных пунктов и посмотрели, как обстоят дела с этим вопросом.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Оленегорск, Мурманская область детальная, с домами (3D) три основные улицы только центральная улица, с ошибками детальная, с домами три основные улицы
Богородицк, Тульская область детальная, с домами детальная, с домами (3D) только центральная улица детальная, с домами три основные улицы
Ангарск, Иркутская область основная дорожная сеть детальная дорожная сеть только центральная улица детальная, с домами детальная, с домами
Петропавловск-Камчатский детальная, с домами детальная дорожная сеть только центральная улица точка на трассе детальная, с домами
Астрахань детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Сочи детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная дорожная сеть детальная, с домами детальная, с домами
Чехов, МО детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Тверь детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Рыбинск детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Печоры, Псковская обл. детальная, с домами основная дорожная сеть три основные улицы, с ошибками детальная, с контурами домов, без адресов три основные улицы
д. Ланьшино, МО часть дорожной сети точка на карте детальная дорожная сеть детальная дорожная сеть основная дорожная сеть

В лидерах оказались Навител, Прогород и Ситигид. Причем карты Прогорода почти во всех населенных пунктах из таблицы имеют здания не только с соответствующими контурами, но и высотой. СитиГид хоть и хорош (используются карты OSM), но карты нужных вам регионов придется искать в большом списке и загружать отдельно, что не очень удобно. Почему-то загрузить разом всю карту России нельзя. Кроме того, в списке отсутствовал Камчатский край.

Немного удивил Яндекс.Навигатор, и это с учетом того, что онлайновая браузерная карта выше всяких похвал. При этом весьма забавно, что в том же Богородицке можно указать точный адрес, он будет обозначен маркером на карте и маршрут до него построится. Но «последняя миля» будет отображаться неверно.

Ну а больше всех не любит небольшие города Sygic. Он их знает только понаслышке.

Немаловажен и вопрос актуальности карт. Тут мы ориентировались на карту Москвы, отмечая присутствие новых известных дорог, эстакад и развязок, открытых в период лето-осень 2013 года. У Прогорода, Ситигида и Яндекса с этим проблем не возникло. У Навитела все искомые нами развязки и эстакады присутствовали, но на пересечении Ярославского шоссе и Малыгинского проезда почему-то отсутствовал разворот под эстакадой. А вот у Sygic карта, как минимум, годичной давности. Ни одного искомого дорожного объекта мы на ней не обнаружили.

Наш выбор по картам : Навител, Прогород и Ситигид.

Маршруты и навигация

Все приложения строят вполне адекватные маршруты. И это самое главное. Небольшие незначительные «глюки» бывают у Навитела. Один из них мы описали в его детальном , но повода для паники тут нет. А вот уменьшить в его настройках чувствительность к пробкам жителям мегаполисов определенно стоит.

Чтобы сэкономить время читателю, соберем информацию по маршрутам и навигации в одну таблицу.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
адекватность построенных маршрутов ок ок ок ок ок
количество альтернативных вариантов нет 2 1 нет 1-2
исключение платных дорог / другие настройки да / да да / да да / да да / да нет / нет
логика поведения при уходе с маршрута настраиваемая возврат на старый маршрут перестроение в режиме «объезд» перестроение в режиме «объезд»
пробки на маршруте да да нет да, но на коротком расстоянии да
предупреждения о превышении скорости да да да да нет
предупреждения о камерах да да да да да, с опозданием
DPOI да да нет да да
работа без подключения к Интернет да да только offline да функции сильно ограничены

Удобнее всего будет ездить с Прогородом, Ситигидом и Навителом. Sygic, несмотря на весьма практичный интерфейс, работает только в режиме offline: никаких пробок и DPOI. Вдобавок его логика поведения при уходе водителя с маршрута далека от цивилизованной. Но с Яндексом проблем не меньше: он не предупредит о превышении скорости, скажет про камеру только когда вы будете проезжать мимо нее, а без подключения к Сети в приложении не будет работать поиск и прокладка маршрутов! Зато он перед началом навигации предложит пользователю альтернативные варианты маршрута, которые можно будет просмотреть на карте и выбрать наиболее подходящий. Прогород тоже так умеет, хотя пользуется несколько иной логикой. Обе эти функции нам очень понравились.

Наш выбор : Прогород и СитиГид. С некоторым натягом - Навител и Яндекс.

Тесты

Мы провели ряд тестов, чтобы показать, насколько быстро будут работать эти приложения на различных мобильных платформах. В отдельную таблицу мы свели результаты, полученные на двух системах, основные характеристики которых таковы:

Обе платформы бюджетные, но в планшете установлен 4-ядерный SoC, а в смартфоне - одноядерный, но с более современной архитектурой. Будет ли между ними какая-либо существенная разница? В таблице данные смартфона и планшета разделены двумя вертикальными чертами.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Время загрузки, с 11 || 8 5-6 на обеих платформах 6 || 3 12 || 9 ≈2 во всех случаях
Время поиска спутников в соответствии с технологиями GPS (1-2 мин.) ≈20-30 сек.** на обеих платформах
Время прокладки маршрутов, с* 2,5-5 || 1,5-5 1-4 на обеих платформах 12-20 || 6-15 ≈2 во всех случаях -***
Утилизация вычислительных ядер в движении, % 60 || н.д. 70 || н.д. 40 || 15 65 || 19 20 || н.д.
Плавность прокрутки и масштабирования с отключенными «пробками» с сильными рывками с рывками относительно плавно относительно плавно плавно
Объем сетевого трафика на трассе, МБ/ч 2,5 н.д. - н.д. н.д. - 4****
Объем сетевого трафика в мегаполисе, МБ/ч 4,5 1 - 1 3,5-6,5****

* через тире указано время прокладки двух маршрутов: с юга Москвы и до г. Оленегорска в Мурманской области; второй маршрут - до Владивостока.
** уже через две секунды после загрузки вы видите свое примерное положение на карте, определенное по сигналам базовых станций и их координатам. А еще через 20-30 секунд аппарат «цепляется» за спутники.
*** маршруты рассчитываются на удаленном сервере, и время построения зависит от качества связи в конкретный момент времени. В зоне действия GPRS или EDGE может занять минуту и более, но при хорошей связи - 2-3 секунды.
**** первая цифра указывает на объем трафика в случае заранее загруженной полной карты региона. Вторая цифра - при пустом кэше карт.

Итак, главная проблема быстродействия приложений - неумение использовать все доступные вычислительные ядра SoC. И хотя многопоточность декларируется практически всеми разработчиками, на практике на 4-ядерной системе это выливается в то, что одно ядро грузится на 100%, второе процентов на 30, а два других прохлаждаются. Исключение составляет только Яндекс. Приложение не только имеет низкие требования к ресурсам системы, но и при активной работе на четырех ядрах может показывать суммарную загрузку в 60-70%, что говорит о том, что у кого-то все-таки получается создавать многопоточные приложения (разработчики бенчмарков не в счет).

Если говорить о плавности и комфорте работы с картой, то Яндекс, Ситигид и Sygic ведут себя вполне прилично, чего нельзя сказать о Навител и Прогород. Прокрутка карты и масштабирование у них проходят с заметными рывками, притормаживаниями и одергиваниями. Причем, если ваш смартфон имеет разрешение 1280 пикселей и более - ситуация будет усугубляться вне зависимости от типа установленного SoC в системе.

Наш выбор : Яндекс, СитиГид и, наверное, Sygic. Последний уж очень долго строит маршруты, но в остальном очень шустр.

Особенности приложений

Поскольку конкуренция велика, разработчики стараются добавить своему творению несколько изюминок, и грех не упомянуть о них.

Навител Навигатор

Прогород

Тут мы отметим только режим дополненной реальности, который будет вполне сносно работать на тех устройствах, где присутствует датчик ориентации.

Возможно, он пригодится при автопрогулках в путешествиях.

Sygic

Sygic старается привлечь пользователей всякими полезными и интересными мелочами: универсальным поиском, фотографиями на карте с Panoramio, POIс Foursquare, статьями с Wikipedia (если у тех есть привязка к координатам), боковой панелью и маршрутным компьютером. Все подробности в соответствующем .

СитиГид

Ничего необычного.

Яндекс.Навигатор

Главный козырь - универсальный поиск с системой распознавания речи и голосовых команд, который работает весьма неплохо.

Итоги

Итак, больше всего упоминаний с пометкой «наш выбор» досталось СитиГиду и Прогороду. Навител, Яндекс.Навигатор и Sygic отстают. Но если оценивать приложения по их основным функциям (качеству карт и процессу навигации), то перед нами вырисовывается вот такая тройка лидеров: Прогород, СитиГид и Навител. Самый дешевый из них - Прогород. Самый дорогой - СитиГид. А Навител получит звание самого недружелюбного из-за невозможности переноса приложения на другие смартфоны.

Если вы проживаете в одном из российских мегаполисов, в вашем регионе надежная и качественная сотовая связь, вы не боитесь камер контроля скорости и предпочитаете не тратить лишние деньги, то вполне можно воспользоваться Яндекс.Навигатором. Он бесплатный. А кроме того, шустро работает и обладает практичным интерфейсом.

Sygicможет быть полезен при заграничных поездках. Однако обойдется он совсем недешево. В этом плане Навител в разы более привлекателен, но информации о трафике в нем не будет. Равно как и у Sygic в России.

P.S. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Потому мы призываем самостоятельно опробовать приглянувшиеся приложения и сделать свои собственные выводы. Но при этом важно не забыть, что все навигационные программы без исключения после их удаления через диспетчер приложений оставляют почти все свои файлы во внутренней памяти телефона на веки вечные, «замораживая» сотни полезных мегабайт. Не забудьте их потом удалить вручную, ориентируясь по названиям папок на накопителе. Ох, Android, Android…